В данном материале мы постараемся подробно разобрать тему аккумуляторных батарей, используемых на электрических инвалидных колясках и скутерах.
Содержание:
В подавляющем числе случаев производители электрических инвалидных колясок включают аккумулятор в базовую комплектацию.
А возможность выбрать тип батареи не предусматривается.
То есть, приходится первое время пользоваться тем, что установлено на заводе.
Правда, иногда все же дается право выбора, но преимущественно емкости, а не типа аккумулятора.
Такой подход объясняется тем, что производители устанавливают те батарее, которые оптимально подходят под конкретную модификацию коляски.
Поэтому при покупке инвалидной коляски вопрос выбора типа аккумулятора не стоит.
Если вы хоть раз имели дело с автомобильным аккумулятором, то понимаете о чем речь.
Батарея представляет собой пластиковый корпус, в котором размещаются толстые свинцовые пластины, залитые электролитом.
Электролит же состоит из серной кислоты и дистиллированной воды.
В просторечье такие аккумуляторные батареи называют «кислотными» или «кислотниками».
Плюсы |
Минусы |
Эксплуатация |
|
|
|
Главный недостаток кислотных аккумуляторов для инвалидной коляски – это невозможность хранения дома.
Поэтому их допускается использовать только в случаях, если коляска хранится в гараже.
Либо же нужно снимать батарею каждый раз и хранить отдельно в проветриваемом помещении.
А производители просто сильно перестраховываются, запрещая хранение в квартире / доме.
- Условия хранения
Условия хранения кислотных батарей, описанные в инструкциях к ним, сильно жесткие и являются эталоном.
То есть, условиями, в которых будет гарантирована наилучшее сохранение всех качеств.
Но обеспечить их в большинстве случаев невозможно, да и не особо нужно.
Однако минимальные требования все же соблюдать необходимо обязательно, иначе аккумулятор выйдет из строя.
1. Исключить попадание прямых солнечных лучей.
2. Не хранить рядом с обогревательными приборами.
3. Не хранить в сырых помещениях (например, в ванной или подвале).
4. Ни в коем случае не переворачивать и не наклонять батарею, она должна храниться в полностью горизонтальном положении.
5. Исключить хранение в маленьких непроветриваемых помещениях (например, в кладовке).
6. Не допускать разряда более, чем на 80% (требуется периодическая подзарядка до 100%).
7. Не допускать хранения в температуре выше 30 градусов (оптимальная температура для хранения 10-15 градусов, стоит стремиться к ней, но без фанатизма).
Хорошим местом хранения кислотных аккумуляторов являются застекленные балконы, на которых поддерживается плюсовая температура.
В гелевых аккумуляторах также используются свинцовые пластины, одна электролит не жидкий, а густой.
Батареи данного типа считаются более современными и куда чаще используются на электрических инвалидных колясках.
Плюсы |
Минусы |
Эксплуатация |
|
|
|
Гелевые аккумуляторы для инвалидных колясок являются оптимальным вариантом для города.
Недорогие, нет проблем с хранением, ничего не испаряют, не требуют обслуживания, достаточно долговечные.
Единственный их недостаток – это нежелательность полной разрядки.
При постоянном разряде батареи даже на 70% ее ресурс снижается примерно на четверть.
Поэтому оптимальным считается разряд на 50% и после зарядка до 100%.
При соблюдении данной рекомендации сильно снижается такой показатель, как запас хода инвалидной коляски.
Поэтому при использовании гелевых аккумуляторов имеет смысл переплачивать за максимально емкие модели, если планируются длительные поездки.
В тоже время не стоит переживать, если полный разряд происходит редко, это сильно не повлияет на характеристики батареи.
- Условия хранения
1. Желательно не хранить при минусовой температуре и выше 25 градусов (оптимально 0-10 градусов).
2. Не допускать попадания прямых солнечных лучей.
3. Не располагать рядом с обогревательными приборами.
4. Не хранить во влажных помещениях.
5. Не допускать разряда более 50%.
Гелевые аккумуляторы можно хранить в квартире, на балконе, в кладовке и т.д.
Батареи AGM состоят из свинцовых пластин и стекловолокна, пропитанного электролитом из серной кислоты.
Таким образом, электролит не находится в жидком состоянии, как и в гелевых аккумуляторах.
Поэтому данные два вида батарей чрезвычайно похожи по эксплуатационным характеристикам и имеют буквально несколько отличий.
Отличие AGM аккумулятора от гелевого:
- Чуть ниже ресурс (количество зарядов / разрядов меньше на 15-20% при равных характеристиках и качестве).
- Несколько выше чувствительность к полным разрядам (рекомендуется оставлять 20% заряда).
- Меньше срок эксплуатации (у геля в среднем 7 лет, у AGM 5 лет).
- Медленнее садятся при минусовых температурах.
В целом гелевые батареи лучше, чем AGM, но не существенно.
С другой стороны аккумуляторы AGM стоят дешевле, что компенсирует отставание в характеристиках.
Литий-ионные аккумуляторы наиболее распространены в мире, их используют на смартфонах, ноутбуках, шуруповертах и т.д.
Иногда устанавливают их и на электрические инвалидные коляски, правда, производители отдают предпочтение Li-ion батареям достаточно редко.
Плюсы |
Минусы |
Эксплуатация |
|
|
|
Литий-ионные аккумуляторы для инвалидных колясок являются лучшим выбором, если отталкиваться от их характеристик.
Батареи очень долго служат, разряжать можно безопасно до 15-20%, не требуют обслуживания, маленькие и легкие, быстро заряжаются и т.д.
В общем, идеальный вариант, однако используются они только на двух видах кресло-колясок:
- Сверхлегких складных, так как важно сэкономить место и вес.
- На вездеходах из-за необходимости в максимальной емкости при минимальном размере.
Но почему так?
Причина в высокой стоимости батарей, которая превышает цены кислотных и гелевых до 10 раз.
То есть, в долгосрочной перспективе, даже несмотря на более длительный срок эксплуатации, такие аккумуляторы обходятся значительно дороже.
Поэтому их ставят только в случаях, когда другие применять не получается из-за необходимости в малом весе и компактности.
- Важные моменты
1. Литий-ионные аккумуляторы запрещается перезаряжать, от этого они выходят из строя.
Поэтому зарядное устройство должно обладать возможностью отключать заряд, как только он достиг 100%.
2. Литий-ионные батареи низкого качества могут опасны.
То есть, кислотник или гелевый аккумулятор можно купить дешевый, он будет хуже, но вполне безопасный.
А вот батарея Li-ion от недобросовестных производителей это всегда лотерея. Может загореться / взорваться или же нет.
Из-за этого покупать аккумуляторы нужно только от известных брендов, а они очень дорогие.
- Хранение
1. Хранение должно осуществляться с зарядом 40-60% (оптимальное значение для сохранения емкости, которое стоит поддерживать).
2. Недопустимо влияние прямых солнечных лучей и размещение рядом с отопительными приборами.
3. Температура хранения 1-25 градусов.
4. Недопустимо хранение в помещениях с повышенной влажностью.
Главное, чтобы было сухо, без жары и минусовых температур.
Аккумуляторы разделяются на два вида: стартерные и тяговые.
Первые используются, например, на автомобилях для запуска двигателя, вторые на различной электротехнике (самокаты, коляски и т.д.).
Разница между стартерными и тяговыми батареями огромная.
И они никак не заменяют другу друга.
Стартерные – выдают разово и краткосрочно высокую мощность.
Тяговые – выдают среднюю мощность, но длительно.
Стартерные батареи не подходят!
Многим кажется, что аккумулятор – это простое устройство, с которым не может быть никаких проблем.
И почти всех, кто так думает, сталкиваются с трудностями.
В частности, очень быстро убивают батареи и иногда провоцируют форс-мажоры в виде протечек, коротких замыканий и даже взрывов.
Чтобы этого не произошло с вами еще раз пройдитесь по наиболее важным пунктам!
1. Все аккумуляторы бояться высоких температур.
Если их оставить под палящим солнцем или у батареи – они гарантировано испортятся, а еще могут взорваться.
2. Все аккумуляторы требуют правильной зарядки.
Если использовать плохие или несовместимые зарядные устройства, то последствия будут печальными.
Поэтому на ЗУ нельзя экономить!
3. Все аккумуляторы не терпят многократных разрядов на более, чем 80%, это сильно снижает их ресурс.
Всегда ставьте батареи на подзарядку до того, как они полностью разрядятся.
4. Все аккумуляторы при хранении в разряженном состоянии выходят из строя.
Поэтому, когда инвалидная коляска долго не используется, нужно отключить батарею (все клеммы) и поддерживать рекомендуемый заряд для каждого из типа аккумуляторов.
Параметр |
Кислотные |
Гелевые |
AGM |
Li-ion |
Не допускать разряда более |
80% |
50% |
50% |
50% |
Оптимальный диапазон заряда на хранении |
80-100% |
50-100% |
50-100% |
60-80% |
5. Испортить аккумулятор может повышенная влажность и контакт с водой.
В лучшем случае окислятся контакты, в худшем батарея выйдет из строя. Поэтому нельзя хранить батареи во влажных помещениях.
Особенно критично влияет сырость на литий-ионные аккумуляторы.
6. Нельзя переворачивать и наклонять кислотные аккумуляторы, в том числе, при хранении.
А также необходимо отслеживать уровень электролита и состояние свинцовых пластин (если он начали осыпаться нужен ремонт или замена).
Существуют зарядные устройства, созданные специально для упрощения хранения аккумуляторах батарей.
Они подключаются к сети и к аккумулятору, после задаются настройки.
Когда батарея разряжается до указанного уровня, ЗУ автоматически заряжает ее тоже до указанного в настройках уровня.