Авиаперевозки инвалидов, передвигающихся на кресло-колясках, имеют ряд особенностей.
И их крайне желательно изучить перед первым полетом, чтобы избежать возможных неприятностей и трудностей.
Содержание:
Как правило, в аэропорту собственную кресло-коляску у инвалида забирают, пересаживая на служебную.
Которая отличается меньшими габаритами и минимальными весом, благодаря чему проходит между рядами сидений.
Колясках инвалида же отправляется в багажное отделение.
Перевозится она абсолютно бесплатно, однако существует некоторая вероятность повреждения.
Чтобы ее снизить стоит соблюдать ряд рекомендаций.
1. Если есть такая возможность, лучше в поездку отправится на менее дорогой коляске (можно взять в прокат на время).
2. Если такой возможности нет, а у вас, например, активка Kuschall за 250-300 тыс., то стоит приложить максимуму усилий, чтобы она полетела в ручной клади.
Большинство дорогих складных моделей в салоне самолета вполне можно перевозить.
Настаивайте, чтобы коляска полетела с вами, так как цена на нее космическая и купить ее еще раз вы не сможете.
Сотрудникам и самим не захочется нести ответственность за столь дорогую вещь, поэтому вероятность отказа будет низкая.
3. При невозможности взять коляску в салон, сложите ее самостоятельно или объясните сотрудникам, как это сделать.
Иначе, незнающие конструкции конкретной модели люди могут что-то сломать, пытаясь ее неправильно сложить.
1. Все электрические коляски (даже самые легкие) перевозятся в багажном отделении, в салон их брать нельзя.
Поэтому стоит снять с них все особо уязвимые части.
В частности, обязательно стоит демонтировать пульт управления и взять его с собой в ручную кладь.
2. Перед отправкой электрической коляски в багажное отделение, нужно сделать ее максимально компактной (сложить спинку, снять подножки и подлокотники).
Спинку, подножки и подлокотники необходимо примотать к сиденью липкой лентой или иным образом.
Не редко всю коляску обматывают стрейч пленкой для упаковки продуктов.
Либо лучше использовать пузырчатую пленку, которая обеспечит лучшую защиту при неаккуратной транспортировке.
Стоит она недорого, поэтому потратиться стоит, чтобы защитить электроколяску от возможных повреждений.
3. Необходимо отсоединить клеммы от аккумуляторов.
Сотрудники аэропорта могут об этом забыть или проигнорировать, но все же не стоит этим пользоваться.
Перевозить не обесточенную коляску небезопасно.
4. Если на коляске используются аккумуляторные батареи на основе лития, то на время перелета лучше от них отказаться.
Большинство авиакомпаний коляску с такими аккумуляторами на борт не пустят.
Так как литиевые изделия большой емкости представляют серьезную опасность для самолета и пассажиров.
Если принципиально взять коляску с собой, то на время можно купить самые дешевые свинцово-кислотные батареи.
То, что в зарубежных странах жестче контроль и могут быть совсем другие правила важно учитывать.
Согласно законодательству РФ, авиакомпания не имеет права отказать инвалиду-колясочнику в полете без веских причин.
В том числе, запрещается ссылаться на отсутствие технической возможности.
Однако, это в теории, на практике же все несколько сложнее.
Поэтому необходимо соблюдать ряд неписаных правил, иначе вероятность отказа существенно возрастет.
Перед покупкой билета необходимо связаться с авиакомпанией и сообщить, что вы инвалид и планируйте воспользоваться их услугами.
Также сообщите, какая у вас коляска (механическая или электрическая, вес, габариты в сложенном состоянии, тип аккумуляторов); на какую дату рассчитывайте вылет; какие специальные возможности требуются.
Если будет получено решение, что компания имеет техническую возможность вас взять на борт, то только тогда можно покупать билет.
Почему так?
1. Несмотря на законодательные требования, в России до сих пор достаточное количество аэропортов не способы работать с инвалидами-колясочниками.
Ситуация постепенно исправляется, но рассчитывать, что вас обязательно возьмут на борт не стоит.
Ругаться и судиться бесполезно.
Если технической возможности нет, то она не появится в ближайшее время, лишь от того, что вы правы.
2. Даже при наличии технической возможности, на конкретный рейс уже могут быть зарегистрированы все специальные места.
И взять еще одного человека на кресло-коляске просто не смогут из-за этого.
Примерно за 10-12 часов до рейса стоит позвонить в аэропорт и напомнить, что в такое-то время на такой-то самолет будет садиться человек на инвалидной коляске.
Это позволит избежать ситуаций, когда всего необходимого не будет под рукой.
Приехать в аэропорт важно за 3-4 часа до посадки, чтобы успеть все не спеша сделать (пройти регистрацию, подготовить коляску к перевозке, попасть в салон раньше остальных пассажиров и т.д.).
Либо же не будет свободных сотрудников, чтобы выполнить посадку на самолет.
Поэтому напоминание и запас времени – обязательны, если не хотите суеты, спешки и ошибок.
Большинству инвалидов-колясочников достаточно обычного сиденья.
Тем более, что сотрудник авиакомпании поможет пересесть с коляски и застегнуть ремни, которые послужат фиксатором.
Однако, некоторым людям обычного сиденья недостаточно.
И для них нужны специально оборудованные места с подставкой для ног, подголовником и т.д.
И вот тут могут возникать проблемы.
Так как на многих самолетах подобные места отсутствуют или не имеют нужных опций.
Какое бывает такси для инвалидов колясочников и как им воспользоваться.
Поэтому перед покупкой билета, данный момент обязательно необходимо уточнять.
Объясняя при этом сотруднику авиакомпании буквально «на пальцах», какие именно опции требуются.
Сказать, например, что инвалид «спинальник» недостаточно.
Специалистов-реабилитологов в аэропортах, как правило, нет, поэтому диагноз и особенности травмы / болезни им ничего не скажут.
Нужно акцентировать внимание исключительно на потребностях конкретного человека (допустим, нужна подножка и подголовник, есть ли они у вас).
Люди с ограниченными возможностями не имеют каких-либо льгот на авиаперевозки.
Поэтому оплатить билет придется по стандартной цене.
А вот на дополнительные услуги льготы есть и о них желательно знать, чтобы не дать себя обмануть (что очень редко, но бывает).
Услуга |
Цена |
Парковка для водителя, привезшего инвалида в аэропорт |
Бесплатно в течение 3-х часов |
Помощь в аэропорту и самолете |
Бесплатно |
Перевозка кресло-коляски |
Бесплатно, но не более 2-х колясок |
Оплата за багаж |
По стандартным тарифам, кроме колясок и иных реабилитационных средств, используемых инвалидов |
Исключением могут являться ситуации, когда колясочник транспортируется к месту оказания медицинской помощи.
В частности, могут предусматриваться существенные скидки на билет, либо же полностью бесплатная перевозка.
Как получить разрешение на бесплатную парковку для инвалидов.
Но здесь есть множество нюансов:
1. Ряд авиакомпаний предоставляют скидку, если есть подтверждающие документы, что полет осуществляется к месту лечения / реабилитации.
Однако не все, этот момент необходимо предварительно уточнять.
2. Пенсионный фонд может полностью компенсировать затраты на перелет.
Но только в случае, если добраться до места лечения наземным транспортом невозможно по той или иной причине (нет рейсов, слишком медленно, много пересадок и т.д.).
То есть, придется подготовить удостоверяющие документы и предоставить их в ПФ.
И при подтверждении возможности компенсации, уже можно рассчитывать, что авиаперелет будет бесплатным.
3. В предоставлении льгот может быть отказано, если рядом с местом жительства есть медицинские организации, оказывающие требующиеся услуги.
Стоит отдельно отметить, что некоторые авиакомпании крайне неохотно берутся за работу с инвалидами.
И, как правило, имеют очень плохие условия перелета (неадаптированные места, неаккуратное обращение с колясками и т.д.).
Это позволит человеку с ограниченными возможностями попасть в хорошие руки, что сделает перелет безопасным и комфортным.
- В некоторых компаниях могут потребовать справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний для перелета.
Поэтому ее лучше взять заранее у лечащего врача.
- Авиакомпания может затребовать розовую справку о наличии инвалидности.
Поэтому можно взять ее с собой, чтобы в случае чего решить проблему малыми жертвами.
Либо же можно указать сотрудникам, что такое требование противозаконно.
- Дети на инвалидных колясках, не достигшие 12 лет, могут осуществлять перелет только в сопровождении родителей или официальных опекунов.
Это касается внутренних рейсов.
При пересечении границы возраст увеличивается до 18 лет (совершеннолетия).